Манихейские жрецы — Избранные — на свитке из Таримского бассейна. К IV веку манихейские общины существовали почти на всей территории Римской и Сасанидской империй и в размышление йога 9 букв странах.
До начала XX века историки могли судить о манихействе только по свидетельствам его идейных оппонентов, чаще всего, недоброжелательным. Христианские источники представлены на греческом, латинском, сирийском и арабском языках. Схолиях, он цитировал и некоторые труды Мани и представил связный и последовательный пересказ манихейской мифологии. К этому же времени относится большая греческая формула отречения. Среди мусульманских авторов о манихействе много писал Аль-Бируни в своих трактатах Индия и Памятники минувших поколений.
Здесь приводятся не только сведения о доктрине, но и факты биографии Мани. Из греческих манихейских текстов получил известность Кёльнский кодекс, приобретённый Кёльнским университетом в 1968 году. V—VI веками, и содержит жизнеописание Мани на греческом языке. Первое исследование манихейства выпустил в 1578 году К. Первым исследователем, который определил манихейство как новую религию, был известный теолог Ф. Баур, монография которого была опубликована в 1831 году. В 1925 году вышла в свет небольшая книга кембриджского семитолога и специалиста по Новому Завету Ф.
В 1949 году линию Бёркитта продолжил в своей монографии французский историк ранней церкви и раннехристианской литературы А. Он доказывал, что в основе доктрины Мани лежал зурванизм, который в свою очередь многое позаимствовал из древнемесопотамской религии. В СССР и России манихейству уделялось мало внимания практически до начала 1990-х годов. В 1955 году в престижном академическом журнале Вестник древней истории вышла статья А. Это означает, что Мани ставил себе в заслугу то, что был первым основателем религии, который лично зафиксировал своё учение, в отличие от предшественников, где доктрина была кодифицирована только учениками.
Согласно Мани, это должно было обезопасить учение от последующих искажений, а также устанавливался канон, к которому ничего нельзя было прибавить. Рукопись Августиновой Исповеди с фрагментом о манихеях. Евангелие, Живое Евангелие, или Великое Евангелие. Включало 22 главы — по числу букв арамейского алфавита. В манихейском каноне ставилось на первое место, ибо излагало космогонию. Эту книгу цитировал Августин в двух своих трудах, а также Еводий и арабские авторы. Не сохранилось ни цитат, ни отрывков, содержание не поддаётся реконструкции.